По данным источника в администрации президента, подготовлен проект указа, расширяющего Совет по правам человека. Об этом 8 ноября пишет "Коммерсант".
Согласно документу, орган пополнится 39 новыми представителями, таким образом, его численность увеличится до 65 человек.
Пополнение Совета произойдет за счет так называемых "троек" лидеров, которые образовались по итогам проведенного интернет-голосования.
Тем же указом старые представители СПЧ Людмила Алексеева, Эмиль Панин и другие правозащитники будут выведены за его пределы. Они заявили об уходе из Совета еще в сентябре.
Что интересно, документ не включает ни одного из предложений, сделанных главой СПЧ Михаилом Федотовым на встрече с Владимиром Путиным 1 ноября. Тогда правозащитник предложил президенту включить в состав органа несколько дополнительных фигур и выделить "президиум" в количестве 3-4 человек для постоянной работы с главой страны.
Источник в АП заверил, что эти вопросы остаются предметом дискуссии "на верхах". Их обсуждение, скорее всего, состоится 12 ноября на заседании совета с участием Путина.
Новых представителей СПЧ уже известили о решении президента.
Источник в Кремле заявил, что вариант Путина можно считать наиболее компромиссным. Он пояснил, что этот шаг "просто спасает совет, работа которого в последнее время стоит из-за внутренних противоречий".
Федотов сказал, что указ о формировании совета пока не готов, но решение президентом уже принято. "Мы, как и рекомендовал Владимир Путин, обсудили его предложение и высказали свои пожелания в обращении к президенту, но он решил по-своему. Это же совет при президенте, он его создает так, как надо ему", - пояснил он.
Также Федотов рассказал, что так называемый "президиум" создаваться не будет, поскольку он уже есть в совете и состоит из представителей рабочих групп. В целом, правозащитник нейтрально относится к идее реформирования органа: "Не мечтаю, чтобы новый совет стал лучше, чем предыдущий, который был потрясающим, но надеюсь, что он будет не хуже".
Действующие представители СПЧ по-разному восприняли решение президента.
Мара Полякова выступила против депутатов и членов общественной палаты в совете и заявила, что глава страны учел далеко не все пожелания правозащитников. Однако она признала, что в совет войдут "многие замечательные достойные люди".
А член СПЧ Кирилл Кабанов квалифицировал решение Путина как "соломоново" в условиях расхождения результатов голосования в Интернете с позицией самого совета. Правозащитник не исключил, что появление новых членов сделает работу ране "комфортного" совета "интереснее".
Наконец, Даниил Дондурей призвал коллег "не бояться идеологических противников" и активно участвовать в будущих дебатах.
Каспаров.Ru пообщался с новым членом СПЧ исполнительным директором ассоциации "Голос" Лилией Шибановой. Она рассказала, что уже встречалась с Федотовым и обсуждала с ним расширение совета. По мнению Шибановой, идея увеличения СПЧ неплохая, так как "в него войдут те, кого выбрали люди". Правозащитница уверена, что Путин пошел на этот шаг потому, что "побоялся скандала", связанного с первыми выборами.
Шибанова полагает, что
главное в новом совете - это функционирование рабочих групп, а создание президиума не так принципиально.
"С кем будет встречаться президент — это его личное дело. Конечно, Путин в окружении команды из 60 человек — это красивая картинка, но более", - заметила она.
Исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев уверен, что в новом совете правозащитникам станет труднее принимать решения. Он отметил, что до последнего был доволен работой СПЧ и напомнил о том, что последнее, что сделали его представители — выпустили жесткую резолюцию по поводу закона о госизмене.
"В совете появятся люди, не имеющие правозащитного опыта, и из-за этого его решимость может упасть. Но одновременно в него войдут представители регионов, что повышает ценность состава органа",
- полагает Пономарев.
Правозащитник заключил, что несмотря на "имитацию путинского режима", которой является СПЧ, его существование способствует расколу элит вокруг власти.
Политолог Дмитрий Орешкин, состоявший в совете, однозначно заявил, что работа СПЧ станет менее эффективной.
"С помощью манипуляций с интернет-голосованием туда привели людей, связанных со структурами, которые не заинтересованы в развитии гражданского общества.
Я лично знаю два таких примера", - сказал он.
По мнению Орешкина, решение о расширении СПЧ "компромиссное, но неудачное, не удивительно, что оно исходило от самого Путина". Он считает участие в работе совета бесперспективным, а также уверен, что тем его представителям, которые действительно отстаивают права человека, "придется тяжело".
Ранее представители совета выступили против включения в его состав членов Общественной палаты и Госдумы. По мнению совета, они могут действовать и вне СПЧ. Также правозащитники заявили, что в совет не должны входить люди, ставящие под сомнение цели и смысл его деятельности или не признающие приоритет прав человека как важнейший инструмент развития общества и индикатор сбоев в системах управления.
В течение года СПЧ не раз жестко высказывался против принимаемых законов.
В частности, правозащитники подвергли критике закон о гостайне, закон об НКО, закон о митингах и списке запрещенных сайтов. Также СПЧ высказывал негативную оценку приговора Pussy Riot и расследования дела юриста Сергея Магнитского. В настоящее время совет организует расследование обстоятельств похищения и допроса активиста Левого фронта Алексея Развозжаева.
После того, как Путин стал президентом, из состава совета в знак протеста вышли многие его представители. Летом было решено изменить принцип формирования органа и провести интернет-голосование за новых кандидатов. Оно завершилось 16 сентября.