В киноклубе Сахаровского Центра состоялась премьера документального фильма, мой продюсерский дебют.
Взялся за эту тему я благодаря знакомству с коллегами с казахстанского оппозиционного телеканала "К+". Для меня самого было важно понять, в чем смысл того, что фильм про события в Жанаозене будут делать люди "со стороны". Ответ на этот вопрос появился сначала в виде гипотезы, но потом она переросла в уверенность.
Страны Центральной Азии — это, вероятно, самое большое белое пятно на медийной карте мира. Когда где-нибудь в Южном Судане, или Восточном Тиморе, или в Западной Сахаре происходят заметные события (как правило, увы, в таких странах это беспорядки или стихийные бедствия), то туда непременно едут съемочные группы нескольких крупных мировых телеканалов, пишущие журналисты, а то и кинодокументалисты. Напротив, новости Казахстана и Средней Азии остаются практически незамеченными - даже если там происходят такие исключительные события, как, например, карательная операция таджикских властей против Горного Бадахшана или жанаозенский расстрел. Отчасти это связано с последовательной политикой информационной блокады, которую проводят правящие в этих странах режимы (часть миссии британского экс-премьера Тони Блэра, ныне — советника Назарбаева — состоит, видимо, как раз в этом), но играет свою роль и то, что исторически Центральная Азия относится к русскоязычному постсоветскому пространству. Его интеграция в мировой информационный поток по инерции происходит через Москву, поэтому, целью фильма я считал посыл к аудитории, слабо или вовсе не знакомой с фактической стороной дела — аудитории преимущественно западной и, частично, российской.
Обсудив постановку проблемы с режиссером Юлией Мазуровой, мы пришли к выводу о необходимости эмоционального удара (а не "документального расследования"). Эту задачу — особенно теперь, по итогам трех показов в Хельсинки, Берлине и Москве — я считаю выполненной. Любопытно, что хорошо информированные зрители (в особенности - участники событий или люди, вовлеченные в контекст казахстанской политики) нередко предъявляли претензии о неправильно, по их мнению, расставленных акцентах. Возможно, именно поэтому важно было, чтобы этот фильм снимали люди, думающие прежде всего о зрителях неинформированных.
Вчера в "Сахарницу" пришло немало левых и профсоюзных активистов, которые считают события в Жанаозене прелюдией к новому этапу борьбы рабочих за свои права. Большинство из них похвалили фильм и назвали его созвучным их взглядам. Что же, я рад, что в нашей работе люди находят подтверждение своим мыслям, даже если к такому эффекту мы вовсе не стремились.
! Орфография и стилистика автора сохранены