Наверное, закон парности все-таки существует. Вчера я получил два сообщения о "компенсации за гибель (убийство)". Одно из нашей Миннесоты, другое из России. Стоит их сравнить.

Компенсация за гибель в Миннесоте

27 июня наша местная Star Tribune на двух страницах сообщила, что:

"Мать Филандо Кастайла (Castile), черного автомобилиста, убитого полицейским в городке Сент-Антони (St. Anthony), Миннесота, в июле 2016 года, получила почти $3 млн (точнее $2,995 млн) от города, который нанял этого офицера (полицейского). Удалось избежать "федерального иска о смерти", процесс по которому, по словам адвокатов, мог занять несколько лет.

Решение о компенсации, выплачиваемой матери убитого Валери Кастайл, было объявлено в понедельник, 26 июня. Прошло менее двух недель после того, как офицер Джеронимо Янез (Yanez) был оправдан в уголовном процессе, где обвинялся в "непредумышленном убийстве" и других "уголовных пунктах", связанных со смертью ее сына. Филандо Кастайл, 32-летний работник кафетерия начальной школы, получил пять пуль от офицера Янеза. Кастайл по требованию Янеза остановил свой автомобиль и проинформировал офицера, что у него, Кастайла, имеется при себе пистолет. (После чего Янез стал стрелять.) У Кастайла было официальное разрешение на его пистолет".

Это сообщение в виде заметки было перепечатано влиятельной Wall Street Journal (27 июня), а Интернет опубликовал не менее 3000 сообщений на эту тему. Например это.

Здесь хватает и "плюсов", и "минусов".

Минусы:

В очередной раз (в Америке таких случаев, может быть, сотня в год) убивший афроамериканца полицейский остался безнаказанным. Дело в том, что все "копы" Америки (друзья-украинцы именуют их "полицаями", слышал не раз) объединены в Орден (не хуже средневекового Ордена тамплиеров) со штаб-квартирой в Вашингтоне. И Орден защищает каждого проштрафившегося "офицера". Обвинительного приговора добиться трудно! При этом каждый оправдательный приговор сопровождается демонстрациями афроамериканцев и белых гражданских активистов под лозунгом "Black Life Matters! (Жизнь черного имеет цену!)". Наш Twin Cities, конечно, не Балтимор, не Сент-Луис или Нью-Йорк, где страсти кипят круглый год. Но и у нас редкий год обходится без 3-4 скандалов подобного рода.

Плюсы:

В данном случае идеи американской демократии материализовались в полной мере. Смотрите, мать парня, который вряд ли зарабатывал даже 25 000 долларов в год и явно не принадлежал к "сливкам общества", получила компенсацию в три миллиона долларов. И городок Сент-Антони (на полдороге между Миннеаполисом и Сент-Полом) с населением не выше 40 000 человек решил не втягиваться в скандальный процесс, а по-хорошему отдал деньги. Порядка 75 долларов с человека. Репутация города дороже!

Очень интересно, что на стороне Валери Кастайл выступала организация "Association Against Police Brutality". Вот вам "система сдержек и противовесов" на нижнем уровне в действии. Вот вам Гражданское Общество!

Компенсация за гибель в России

Вот такое сообщение российской прессы:

Жители России в среднем оценивают стоимость своей жизни — размер компенсации, которую, на их взгляд, должны выплатить семье в случае гибели — в $1,2 млн. Это результаты совместного исследования Финансового университета при правительстве РФ и страховой компании Росгосстрах. Всего два года назад, в 2015 году, россияне называли размер компенсации почти в два раза меньше — $624 тысяч. В среднем в мире размер компенсации в случае гибели человека равен $2,6 млн долларов.

Самую большую цену человеческой жизни в России дают самые молодые, самые образованные и самые богатые. Респонденты 18-30 лет оценивают свою жизнь в 7,7 млн рублей, люди с высшим образованием — 6,8 млн рублей". Россияне, финансовое положение которых позволяет им купить дом, оценивают свою жизнь в 9,1 млн рублей. Самую низкую "стоимость" жизни называют люди, которым едва хватает на питание — это 3,2 млн рублей.

Это как в анекдоте про слона: "Съесть-то он съест, да кто ему даст!" В 2001 году, после прогремевшей на весь мир гибели подлодки "Курск", семья каждого погибшего моряка получила компенсацию примерно в $100 000 (по тогдашнему курсу рубля). Согласно сообщениям СМИ США, Путин при выдаче компенсации посоветовал: "Положите деньги в банк... в иностранный банк".

А сейчас? Согласно отрывочным сообщениям, семьи погибших в Донбассе "российских отпускников" и "контрактников" ("ихтамнетов") единовременно получают, по текущему курсу, вряд ли больше $60 000. Семьи боевиков Лугандона "из местных" не получают и этого.

А когда речь идет о гражданском населении РФ, точнее о 95% "непривилегированных" граждан, все обстоит гораздо хуже. Никогда не забуду синий с белым плакат через улицу (дело было в ноябре 1994 года, за месяц до эмиграции): "Число пропавших без вести в России достигло 950 000 человек!" Насколько я понял, это жуткое количество пропавших без вести накопилось за 1991-94 годы. Бесследно уничтожались "мешающие" деловые партнеры, надоевшие родственники или просто пожилые люди, после которых оставались приватизированные квартиры и прочее имущество... В огромных количествах тихо умирали выброшенные из своих домов бомжи...

Но может быть, сейчас все стало лучше, цивилизованней? Черта лысого. Я ведь уже писал: официальные данные о смертности Росстата и полные данные о смертности в РФ существенно отличаются: по данным ЦРУ, в России ежегодно — в 2011-2016 гг. — умирает по меньшей мере на 150 000 человек больше, чем по данным Росстата. Это они самые, пропавшие без вести, незарегистрированные официально в качестве умерших. Ни о каких компенсациях родственникам — если сохранились родственники — здесь и речи нет.

А если погибший (умерший в результате несчастного случая) официально зарегистрирован? Вспомните около 80 погибших от использования "фуфыриков" в начале года в Иркутской области. Хоть одна семья получила хоть какую-то компенсацию?

Для "непривилегированных" получить хоть какую-то компенсацию в случае гибели почти невозможно. Может быть, я ошибаюсь?

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter