"Вечная память Орхану Джемалю. Как и с его отцом Гейдаром Джахидовичем, познакомился с Орханом в 1998 году. В Русской Планете в 2014 планировали с Орханом его поездку в Ливию. Скорблю по нему и двум его коллегам вместе со всеми честными людьми".
Ольга Кортунова:
"Очень любила слушать на Эхе Орхана Джемаля. Если они и поехали делать документалку про ЧВК Вагнера в Африке, то уверена, что это было бы не удобное прилизанное кино. Согласна с Леонидом Волковым. Мало верится в случайную смерть трех журналистов, приехавших снимать независимый фильм о самой скандальной и отвратной структуре путинских наемников..."
Виктор Шендерович:
"В программе "Время" сказали, что погибшие журналисты приехали в Центрально-Африканскую Республику делать расследование о частнЫХ военнЫХ компаниЯХ.
Во множественном числе.
Ну, так, вообще...
Вот же б***".
Леонид Волков:
"Ужасная новость из ЦАР, я из троих всех лично знал только Сашу Расторгуева, Саша был очень хороший.
Причем я сидел в спецприемнике и не знал — оказывается, именно Расторгуев был тем человеком, который подписал для наших наблюдателей направления в Чечню. За это его Собчак со скандалом выгнала из штаба, отозвала статус доверенного лица, и еще и с Радио Свобода его уволили. Это я все только сейчас прочитал, а в марте не знал. Зато в Грозном, работая наблюдателем, Расторгуев познакомился с Кириллом Радченко, вторым из трех погибших сегодня. Он тоже был нашим наблюдателем. Такие дела.
Но я не об этом хотел сказать.
ЦАР — гиблое место. Там все воюют со всеми, и жизнь человека за пределами столицы, Банги, ничего не стоит (а в столице стоит копейку).
И с одной стороны поэтому не надо впадать в конспирологию (ну я всегда это говорю). Убийство с целью ограбления — повседневная вещь в этой несчастной стране. Журналисты с дорогостоящей техникой — понятная цель.
А с другой стороны — как тут не впадать. Вот есть журналисты, они снимают документалку про ЧВК Вагнера. То есть про структуру, которая есть и которой как бы нет. (Напомню: статья "Наемничество" из УК РФ никуда не делась, до семи лет лишения свободы). И которая там делает какие-то грязные дела (а чистых дел она не делает вообще). И эта структура узнает, что в страну приехали журналисты, которые что-то там пронюхивают. Так что может быть удобнее, чем порешать вопрос с одной из местных группировок, контролирующих какие-то "блок-посты" с целью сбора дани... И списать на убийство "с целью ограбления".
Там есть такой нюанс. Троих журналистов вез на встречу водитель, местный. И вот журналистов убили, а водителя отпустили, вместе с автомобилем. Который, как ни крути, все же скорее всего дороже съемочной аппаратуры.
Очень все это грустно, и, как на это не смотри, ЧВК Вагнера опять забрала жизни российских граждан — прямо или косвенно. И мы не вправе забывать, что эта бандитская группировка финансируется российскими властями через "повара Путина" Евгения Пригожина и крышуется Минобороны России. И убивает".
Telegram-канал "Полный П":
"Жесть какая. Причем Джемаль в 2011 году был сильно ранен в Ливии, во время битвы за Триполи. А поездку в Центральафриканскую республику, которая уже много лет возглавляет топ самых опасных стран мира, не пережил...
Со времён обретения независимости в бывшей французской колонии ЦАР правили авторитарные режимы, военные хунты и авантюристы. В 2004 году здесь началась гражданская война между правительством, мусульманскими и христианскими движениями. В 2013 году правительство было свергнуто мусульманскими повстанцами, и с тех пор обе стороны убивают гражданское население, к ним присоединяются обыкновенные бандиты, и в стране царит хаос и насилие".
Егор Седов:
"Смотрю сейчас на фото погибших в Центральной Африке журналистов. Полное дежа вю — экипаж "Союза-11".
И читаю все эти разговоры в ФБ — зачем поехали, там же однозначно опасно! В общем, "не ходите, дети..."
Не надо бы вообще этих речей, хотя они так объяснимы. Ни к чему они.
Космонавты рискуют жизнью за право человечества летать.
Журналисты на войне рискуют жизнью за право людей знать правду.
Вот и все.
А эта группа Джемаля — именно журналисты. Немногие, кого в России так можно назвать.
Сейчас о другом надо вести речи. Каковы версии?
Слишком у многих хищников в этом забытом нищем и чрезвычайно опасном уголке мира есть свои интересы. Слишком у многих! Франция... Наверняка — контитентальный Китай. Теперь еще и "вагнеровцы" появились".
Алексей Лапшин:
"Орхан Джемаль был одним из очень немногих, кого в России можно назвать журналистом. Не сомневаюсь что убийство Орхана и его товарищей Александра Расторгуева и Кирилла Радченко при работе над фильмом о наемниках ЧВК "Вагнер" — политический заказ. Попытки представить смерть этих людей криминальной бытовухой и тем самым смешать все с грязью — узнаваемый кремлевский почерк. Орхана я знал лично. Хорошо помню встречи в Мансуровском переулке, в квартире его отца. Орхан хорошо усвоил воинские черты философии Гейдара. Достойная смерть, принятая от рук грязных людей".
Telegram-канал "Кто-то другой":
"Возможно это конспирология, но убийство журналистов должно быть выгодным в первую очередь ЧВК Вагнера, про которых они снимали фильм. Да и удобно сделать такое в дикой африканской республике и смахнуть всё на местных боевиков.
И да, такой организации как ЧВК Вагнера пофиг на свою репутацию — жажда расправы над врагами у них выше. А независимые журналисты для них враги, конечно".
Блогер Alexander Bumb:
"Это было спланированное убийство, а не бандитский грабеж.
**********************
По данным "Медиазоны", журналистов убили, когда они ехали на встречу с фиксером, то есть с человеком, который должен был помочь организовать съемку. Журналисты везли с собой дорогую технику и их могли просто банально ограбить. В тоже время патруль Миссии ООН по стабилизации в ЦАР, который был направлен в префектуру Кемо, где в 33 км от Сибута была найдены тела россиян, сообщил, что журналисты были расстреляны прямо в машине и имеют множество пулевых ранений. Это говорит о том, что стрельба была плотная, значит нападавшие не сильно заботились о том, чтобы не повредить аппаратуру, ради которой, якобы, пошли на убийство".
Telegram-канал "Мастер пера":
"Ходорковский заявил о твёрдом намерении установить виновных в убийстве российских журналистов Джемаля, Радченко и Расторгуева, погибших в командировке в Центральноафриканской республике. Своё уголовное дело возбудил и СКР. Понятно, что обе заинтересованные стороны будут искать разных виновных. Для СКР удобнее версия о том, что журналисты были атакованы местными боевиками — с целью, например, ограбления. А вот Ходорковский и его Центр управления расследованиями, который и командировал тройку смельчаков в Африку готовить материал о российских наёмниках из ЧВК Вагнер, наверняка сосредоточатся на тех, кому приезд журналистов — расследователей был неудобен и кто оказался в центре их расследования. Посмотрим, кто какие вопросы будет задавать Пригожину, хозяину ЧВК.
В апреле загадочно погиб екатеринбургский журналист из издания Новый день Максим Бородин, который тоже расследовал ЧВК Вагнер ( писал про разгром вагнеровцев в Сирии в результате февральского столкновения с армией США). Орхан Джемаль сотоварищи фактически решили продолжить дело Бородина, подготовить расследование о деятельности ЧВК в ЦАР. Результат тот же".
Евгений Левкович:
"Орхан Джемаль убит. Буквально две недели назад виделись с ним на работе. А до этого стояли вместе на Немцовом мосту и оплакивали Аркашу Бабченко. А до этого… это был один из первых людей, который отнёсся ко мне по-настоящему тепло просто так, без всякого смысла".
Андрей Никулин:
"Писал же, не лезьте в ЦАР, и в Конго, и в Судан, и вообще в Африку, в те углы, из которых даже колонизаторы рванули сразу же, как только смогли.
Если полвека назад еще оставалось какое-то французско-бельгийско-британское наследие, то сейчас уже все псевдокультурные наслоения обрушились и перед нами архаизация общества, пример вечной войны всех против всех, только с калашниковым вместо копья..."
Роман Попков:
"Единственная надежда узнать сейчас что-то про трагедию в ЦАР — это работа AFP. Они чуть ли не единственное нормальное белое СМИ, которое там есть. Не интерфаксовским же "источникам в полиции ЦАР" верить".
Станислав Кучер:
"Попали в засаду, когда ехали на встречу с посредником в организации съемок. Расстреляны из автоматов. Погибли при исполнении.
У России (точнее, как уже написали в комментах, у государства) много интересов в Африке — политика, оружие, золото, алмазы, уран, наемники, о которых ребята хотели, но так и не успели начать снимать свой фильм. Сейчас у уважающего себя государства может быть один главный "интерес" и одна задача там — найти самим или заставить местных найти тех, кто это сделал. А у профессионального сообщества — вне зависимости от мировоззрения — не ограничиться воспоминаниями о погибших и сделать все, чтобы государство об этой задаче не забыло. Очень горько от того, что и первое, и второе — скорее наивная фантазия, в то время как это горе — реальность.
Больно".
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter